Чингисхан - император всех монголов

прочитано 2590
Чингисхан - император всех монголов    В XIII веке от людских глаз скрылась и могила Чингисхана. И здесь легенды и хроники упоминают эпизод с табуном коней, скакавших по кругу в монгольской степи. Достоверно одно: тело Чингисхана не сжигали, значит, шансы есть. Властитель Монгольской империи умер в 1227 году, в разгар своего последнего победоносного завоевания — Тангутского царства в пустыне Ордос, где Великая Китайская стена перерезает основание излучины Хуанхэ, в самом центре Азии, на пересечении торговых путей.
  Разгневавшись на тангутцев за непокорность, Чингисхан приказал истребить Тангут до последнего раба. Было хану 65 лет, но умер он не от старости и не от болезни, он либо упал с коня (позор для монгола), либо в него угодила молния (наказание божье), либо его ранили стрелой в колено. Все это версии современников, а не очевидцев. От народа скрыли истинную причину. Еще один вариант: Чингисхан взял в жены тангутскую ханшу, она-то и загрызла его зубами, мстя за родичей. Проверить версии невозможно, пока не будет найдена могила Чингисхана.
  По старинным свидетельствам, перед смертью Чингис призвал к себе всех своих детей и внуков от старшего сына Джучи (которого сам же и убил). При всех собравшихся он назначил преемником сына Угедея и письменно распорядился утаивать его смерть от народа до тех пор, пока Тангут не будет завоеван окончательно.
  И Угедей, и Чагатай, и Таулай, и Батый во исполнение воли отца и деда продолжили завоевание Тангута, а тело Чингисхана положили на высокую телегу и вывезли из разоренного царства. Легенды рассказывают, что воины хана убивали всех, встречавшихся на пути, чтобы скрыть маршрут передвижения скорбной процессии. Это вписывается в образ Чингисхана, но летописи средневековья данные факты неожиданно яростно опровергают как не соответствующие истинному духу и обычаям Монгольской империи. Да и по логике подобное вряд ли возможно. Во-первых, в разоренной земле было не так много встречных (вспомним приказ убить всех тангутов до последнего раба), желавших оказаться на пути катафалка, который сопровождался эскортом знатных беков и ханов родственных племен. Во-вторых, сами трупы убитых были бы отличными вехами маршрута.
  Наконец, путь следования и без этих мер был очевиден — в Монголию. Рассказывают, что по дороге из Тангутского царства похоронная телега с телом хана застряла в болоте. Тогда глава одного из племен стал причитать:
  «О, ты хочешь остаться здесь? А твоя супруга, твои подданные, твое государство — все там! Родина, река, в которой тебя мыли, монголы — все там! Делюн-Болдох на Ононе — там! И другие жены — там! Там твои бунчуки, барабаны, кубки, трубы, свирели, золотой дворец, луга! Твоя счастливая страна — там! Почему ты хочешь покинуть своих монголов? Здесь теплая страна Тангут, прекрасная ханша Кюрбелдишин-ханум, много побежденных тангутов — из-за них ты хочешь покинуть монголов? Но мы сможем привезти тебя на родину!»
  После этих причитаний телега сама сдвинулась с места и поехала.
  Но не в Каракорум — столицу Монгольской империи, якобы основанную Чингисханом в 1220 году, а на родину. Это значило, по мнению большинства историков и летописцев, в степь в среднем течении реки Керулен между реками Онон, Тола и истоком Хуанхэ, в местность Делюн-Болдач на Ононе. Считается, что именно там родился мальчик Темучин в год черной лошади, в первый месяц лета в 16-й день. Там же его объявили великим Чингисханом, четыре раза вознеся на войлоке к небу. Там между реками и озерами кочевали четыре ставки-столицы империи, управляемые женами великого хана. Сейчас этот округ называется Трехозерье — Гурван-Луур и входит в Хэнтейский аймак на востоке Монгольской Народной Республики. В 1962 году здесь на родине Чингисхана у горы Бурхан-Халдун, под сенью могучих деревьев, почти достигая их вершин, был поставлен памятник в честь 800-летия Чингисхана: «Основателю Монгольского государства — от монгольского народа». Памятник изваян из гипса. Отлить его в бронзу помешал большой шум, вызванный политическими соображениями.
  Есть, однако, еще один памятник Чингисхану — мавзолей на месте его смерти, на краю пустыни Ордос.
  В XIX веке там побывал русский ученый, этнограф и археолог Г. Н. Потани; его спутник описал это посещение: «Юрта, в которой, по словам монголов, хранятся останки Чингисхана, ордосская святыня Ихи-Эджен-Хоро — Великая Ставка Владыки — стояла за болотистым лужком речки Чжам-Хак, между двумя песчаными барханами. В нарядном китайском платье Григорий Николаевич подошел к святыне: на невысокой четырехугольной насыпи, облицованной кирпичами, за проломленной деревянной оградой почти впритык друг к другу стояли две юрты, меж ниш был узкий проход. На юртах золотые маковки, войлок крыш свисает языками. Григорий Николаевич три раза поклонился перед растворенными дверями. Входить туда нельзя. Из темных дверей неожиданно высунулась рука с красным деревянным блюдом, на котором стояла медная вазочка с горящим маслом. Он взял блюдо, подержал, снова три раза поклонился и ушел. В юрте якобы находится серебряная рака с костями. Рака заперта на три замка, а ключи у Панчен-ламы. Никто не знает, что там лежит».
  В ордосский мавзолей, как место захоронения Чингисхана, не верили ни современники, ни потомки. Вероятно, какие-то предметы, принадлежавшие Чингисхану, и могут храниться в юрте. Ведь известно, что его холщовый кафтан хранился как драгоценность при дворе монгольских государей в Китае. Вряд ли это воинские доспехи — Чингисхан не носил кольчуги.
  Среди легенд о жизни и смерти Чингисхана есть и забайкальские. На территории Акшинского района на юге Читинской области (вблизи Монголии) высятся так называемые Ворота Чингисхана — мощное творение природы в виде каменной арки. На столбах арки высечены древние надписи. Легенда гласит, что через эти Ворота прошел Чингисхан, отправляясь на завоевание мира. В тех же краях, на берегу Онона, стоит Чаша Чингисхана, также называемая Камень-котел. Стоит она в отдалении от горных скал и в геологии называется останец. Монолит останца величиной с одноэтажный дом, по форме — идеальная чаша, даже с ободком по краю. По легенде, чашу приказал вырубить в монолите сам великий хан, когда пришел умирать на берег Онона. Здесь он велел похоронить себя — на дне реки. Для этой цели он привел множество пленников, чтобы они отвели воду и осушили русло реки. Чингисхан сказал: «Никто больше никогда не соберет столько пленников, чтобы они смогли отвести реку». Вырубленную чашу на трех звериных лапах он велел поставить на берегу Онона, а затем умер. Пленные отвели воду, тело хана положили на дно, затем воду пустили по прежнему руслу. На поминках весь народ пил вино из вырубленной чаши целых три дня, после чего она сама собой наполнилась водой, да так и стоит с тех пор. А в местности Делюн-Болдач погребли чулки и одежду хана, сверху поставив юрту. Впрочем, согласно другой легенде, Чингисхан, возможно, похоронен то ли на северном склоне Алтай-Хана, то ли в местности Уэхэ-Утек, то ли на южном склоне Хэнтей-Хана. Считается, что именно гора Хэнтей-Хан (в Хэнтейском аймаке МНР) — наиболее вероятное место великоханской могилы. Эта гора слишком многое значила в судьбе Чингисхана. Ей в юности молился Темучин, прося победы над обидчиками — племенем меркитов, отнявших у него наследственные владения. Ее же благодарил за победу. Эту гору, по многим преданиям, он и избрал местом фамильной усыпальницы чингизидов. Известно, что монголы, как и большинство других народов, обожествляли горы.
  После смерти Чингисхана, повинуясь приказу отца, его сыновья покорили Тангут. Только тогда они оповестили все страны о его кончине. На похороны съехалось великое множество подданных империи, правителей покоренных стран. Мы не располагаем точными сведениями, как был совершен обряд прощания с телом. И единственный, но стойкий ориентир захоронения — необычайно высокое и прямое дерево, которое отметил при жизни сам Чингисхан во время охоты. Именно под этим деревом он завещал похоронить себя. А потом, пишут восточные историки, вокруг этого дерева вырос такой густой лес, что пущенная сквозь него стрела едва могла пробиться. Где росло это дерево, не указано, точно так же, как и где скакал табун лошадей, затаптывая могилу. Зато утверждают, что наследники и подданные оплакивали усопшего ровно три месяца.
  Большинство свидетельств упорно указывают на гору Бурхан Халдун. Утверждается, что именно на ней находятся захоронения чингизидов — Таулай-хана с детьми, хана Мункэ, хана Хубилая, Ариг-Буги и других. А охраняют ханские усыпальницы беки из племен урянхайских.
  В общем, разговоров велось множество на протяжении веков. Поисков же, как таковых, не велось. Да и некому их было вести в Великой степи. Священный запрет на приближение к могиле Чингисхана, страх перед его памятью сдерживали активность даже беспринципных охотников за сокровищами. Работало лишь воображение, и, как часто бывает в таких случаях, каждому роду-племени было лестно, чтобы могила Чингисхана оказалась на его земле.
  Предположение об округе Гурван-Нуур как месте поисков возникло в 1920-е годы. Там и был в 1960-е годы установлен памятник.
  Но активные поиски начались лишь в последнее десятилетие. Весной 1990 года была организована монголо-японская экспедиция по инициативе Академии наук Монголии и японской газеты «Иомиури». Был разработан проект «Гурван гол» — «Трехречье», названный по рекам Керулен, Онон и Тола. Сюда же попал и исток Хуанхэ. К походу в Хэнтейский аймак привлекли по 20 исследователей из каждой страны. В Токийском университете составили специальные карты по аэрофотосъемке со спутников и другим географическим данным. Штаб-квартира экспедиции обосновалась в Улан-Удэ, возглавил ее японец Ш. Озава, президент международной ассоциации монголоведения. Были изучены все гипотезы, связанные с данным районом поисков; разработаны собственные версии. Первая версия — могила Чингисхана находится в местности под названием Могильный круг на склоне горы Гоноон-нуруу, недалеко от истока реки Цэнхэр; это территория района Мандал. Степь, по которой протекает Цэнхэр, неоднократно упоминается в древней книге «Сокровенное сказание монголов» и в китайских хрониках, название местности подтверждает, что здесь фамильное кладбище чингизидов: «Круг могил знатных покойников», или «Могильный круг знатных». В эту местность входит и гора Бурхан-Халдун. Идентичность ее с горой, ныне называемой Хан Хэнтей, членами экспедиции удостоверяется с сомнениями и оговорками. Ученые не хотят рисковать своим добрым именем и к теме подходят с чисто японской скрупулезностью (в том числе и монгольские ученые). Изучая письменные материалы, члены экспедиции отыскали намек на то, что Чингисхан похоронен отдельно от своей семьи, в долине реки Кирэнтани, то есть, вероятно, Керулена (но опять — осторожность).
  Впервые экспедиция выступила «в поле» в 1990 году, направившись в труднодоступные районы Хэнтейских гор и бассейна Керулена. Были проведены археологические, геофизические и географические изыскания, в том числе по установлению границ территории погребений великих ханов. Стиль поиска могилы Чингисхана напоминает облаву, в которой охотники вооружены приборами, позволяющими отыскать иголку на глубине 10 метров. С окружности площадью в 450 га, по 60 — 70 га в год, предполагается сжимать кольцо поисков, чтобы упереться в конце концов в точку — искомую гробницу.
  По пути к этой точке ученым уже удалось обнаружить и исследовать несколько гробниц, чьих — не сообщено. Возможно, ученые и сами не знают, а сенсационные гипотезы из принципа не высказывают, зная, во что это может превратить «услужливая» пресса. Была только высказана уверенность, что появилась разгадка системы захоронений великих ханов. И даже изучены принципы этой системы. Помимо «запланированных» могильников по уже отработанной системе нашли новые. Больше всего надежд на удачу дали археологические трофеи. Теперь ожидают уникальные находки.
  Но вот уже 10 лет прошло с начала поисков японо-монгольской экспедиции, а воз, доставивший тело Чингисхана из Тангутского ханства, и ныне там. Или же его вообще там нет. Но вдруг могила Чингисхана уже найдена и действительно оказалась уникальной находкой? Японцы ведь народ упорный и финансовыми трудностями, как в России, их не остановишь. Просто археологи терпеливо ждут заключения антропологов: есть ли у костяка рана на колене, ушиб бедра при падении с лошади, не перегрызал ли покойному при жизни кто-нибудь горло?
  В отличие от Аттилы, чья внешность описана исчерпывающе, внешний облик Чингисхана, несмотря на множество портретов, до сих пор не установлен. Например, на китайских изображениях он сильно китаизирован. А в последние годы распространилась версия, что Чингисхан был рыжим (светловолосым) и синеглазым, причем зрачок обрамлял своеобразный черный ободок. Об этом писал еще в средневековье Абулгачи. Он удивлялся, что прежде монголы выглядели, как современные ему татары, а татары были вылитые современные монголы. И действительно, среди поволжских татар весьма распространен тип светловолосых и синеглазых. Но, конечно, в глаза Чингисхана нам уже заглянуть не удастся. Хорошо бы хоть волосы сохранились.
  В качестве постскриптума хотелось бы добавить, что в обнаружении ханских гробниц (а все ханы происходили только из рода чингизидов) гораздо больше повезло казанским археологам. В 1977 году внутри Казанского кремля к западу и северо-западу от башни Сююмбике они открыли остатки не менее четырех белокаменных мавзолеев. В развалах стен сохранились обломки надгробий с фрагментами надписей, а также гипсовых рельефов от надгробий. Археологи зачистили остатки пяти захоронений — четыре взрослых и детское. Наиболее интересным оказалось захоронение относительно пожилого мужчины, которое, судя по стратиграфическим данным, датируется второй половиной XV века. Весьма вероятно, что это погребение одного из первых (а по некоторым данным — первого) казанских ханов — Махмутека, скончавшегося в середине 60-х годов XV столетия. Он был старшим сыном знаменитого Улуг-Мухаммеда и вместе с братом Якубом взял в плен московского князя Василия Темного (тогда еще светлого).
ПОДЕЛИТЬСЯ◄╝


Оставить комментарий

Гость