Загадка Скифского Ахилла

прочитано 937
Загадка Скифского Ахилла  «...на Эвксинсхом Понте владеет Ахилл сияющим островом...»
         Греческий поэт Пиндар, IV Немейская ода.

    Даже для специалистов по истории античного мира в свое время стало открытием, что в древности один из героев Троянской войны, Ахилл, почитался греческими колонистами Северного Причерноморья как бог — «повелитель Скифии» или «Понтарх».
   Последний из эпитетов происходит от греческого названия Черного моря — Понт. Кроме главной функции — защитника мореплавателей (включая пиратов и контрабандистов), Ахилл Понтарх также считался покровителем медицины и спортивных состязаний. В его честь на Ахилловом дроме (Современное название — Тендровская коса; «дром» по-гречески — бег.), длинном песчаном острове, протянувшемся на несколько десятков километров к югу от Днепровского лимана, в древности проводились своеобразные «олимпийские игры» местного значения.

   Античные авторы, объясняя, каким образом древнегреческий герой и персонаж поэмы «Илиада» оказался на Черноморском побережье, пересказывали следующую легенду. После гибели под стенами Трои тело великого Ахилла было погребено под высоким курганом там же.

Загадка Скифского Ахилла

   Однако бессмертную душу героя его мать — богиня Фетида, перенесла на безлюдный остров Левка, расположенный в водах Понта Эвксинского — Черного моря. С тех пор Ахилл слыл властителем этого острова, и морякам, терпящим кораблекрушение недалеко от его берегов, часто случалось видеть призрак великого воина, спешащего к ним на помощь.

   Некоторые исследователи считают, что культ бога — покровителя моря и острова Левка, имеет не греческие, а местные, возможно — скифские корни. Ведь еще греческий историк Геродот в V в. до н. э. называл имя скифского бога покровителя морской пучины — Тагимасад, функции которого были сходны со «сферой деятельности» греческого Посейдона.

Загадка Скифского Ахилла

   Именно ему приносили жертвы «царские» скифы, населявшие степи и побережье Северного Причерноморья и считавшие Тагимасада своим прародителем и покровителем. Помимо того, что это божество олицетворяло плодоносящую водную стихию, скифский Посейдон был и покровителем коней — наиболее почитаемого скифами животного.

   Некоторые исследователи считают, что в скифском искусстве Тагимасад изображался в виде всадника. С ним также связаны фигурки морских коньков - «гиппокампов», присутствующие на многих золотых изделиях скифских ювелиров.

   Греческие же переселенцы, с VII В. до н.э. начавшие колонизацию Северного Причерноморья, «узнали» в местном божестве черты, напомнившие им о культе Ахилла (существовавшем во многих местностях древней Греции), и по аналогии также назвали его «Ахиллом».

   Возможны также иные версии путей «проникновения» греческого героя Ахилла в Северное Причерноморье. Согласно одной из них, родиной прославленного героя является.Восточный Крым - местность, где впоследствии возникла греческая колония Мирмекий («город муравьев»). Ведь именно царь мирмидонян («народа муравьев») считался отцом Ахилла, в то время как его матерью являлась морская нимфа Фетида, а истинным отцом — сам Зевс. Потому и истоки культа «любимца богов» следует искать отнюдь не в Греции, а в «своем отечестве».

Загадка Скифского Ахилла

   Это, казалось бы, фантастическое предположение подтверждается археологическими находками. По мнению некоторых отечественных исследователей, прародиной индоевропейских народов (в т. ч. и греков) были северопричерноморские степи, откуда в раннем бронзовом веке они двинулись осваивать Европу, со временем вторгшись и на Пелопонесский полуостров.

   Если эта гипотеза верна, то «истоки» греческих мифов могли сохраняться в фольклоре народов Припонтиды еще долго. Греческие переселенцы, с VII в. до н. э. начавшие селиться на берегах Черного моря, с удивлением узнавали в персонажах местных легенд «своих» героев. Возможно, именно так «скифский Геракл» (оригинальное имя которого история не сохранила), по функциям близкий своему греческому прототипу, стал прародителем скифов. В скифском прикладном искусстве одним из популярных сюжетов был образ героя («скифского Геракла»?), сражающегося с чудовищем.
Ахилл перевязывает Патрокла
   Контакты между Северным Причерноморьем и «ахейской» Грецией не прекращались на протяжении всего бронзового века. Об этом свидетельствуют бронзовые кинжалы, наконечники копий, булавки для одежды — фибулы, украшения, найденные на Юге Украины, по уровню исполнения не уступающие изделиям греческих мастеров времен Троянской войны.

   Например, в знаменитом кладе, в 1912 г. обнаруженном недалеко от Одессы в селе Бородино в Бессарабии и датируемом ХV-ХIII вв. дон. э., находилась бронзовая фибула, орнамент которой напоминает декор аналогичных изделий из царских «шахтных» гробниц греческого города Микены.

   Любопытно, что античная традиция «поселила» на острове Левка не только дух Ахилла - там же «обитала» и его божественная супруга, которую разные источники называли по-разному. Это была «духовная сущность» прекрасной Елены (красота которой стала причиной Троянской войны), колхидской царевны Медеи (помогавшей аргонавтам добывать золотое руно) или дочери микенского царя Агамемнона — Ифигении. Именно последнюю греческие мифы считают невестой Ахилла, волею богини Артемиды перенесенной в Тавриду (Крым).

   Узнав об этом, Ахилл якобы бросился вдогонку, и место его высадки на берег — «Ахиллов бег», навсегда сохранило память о той быстроте, с которой влюбленный герой пытался догнать Ифигению. Однако встретиться им удалось лишь после смерти: Ахилл пал под стенами Трои, а прекрасная микенская царевна навсегда осталась жрицей Артемиды, давшей обет безбрачия. Как уже упоминалось, в память об Ахилле на «Ахилловом дроме» жители окрестных греческих колоний устраивали спортивные состязания.

   Там же у мраморного алтаря совершались жертвоприношения в честь героя. Особые состязания, посвященные Ахиллу, устраивались и в городе Ольвия, располагавшемся в устье Бугского лимана. Как гласит легенда, эти спортивные праздники (предполагавшие конные скачки, состязания в беге, метании дисков и копий) были учреждены по совету самого Дельфийского оракула.

   Святилище Ахилла, по сведениям античных авторов, нахидилось на пустынном острове, Загадка Скифского Ахилларасположенном в устье Дуная (В 35 км восточнее побережья на широте дельты, площадь 0,17 кв. км, расстояние между крайними точками - 615 на 560 м; ближайшие населенные пункты - румынский Сулнна и украинский Вилково.), в разное время называвшемся Левка, Фидониси, Серпилор или Змеиныи.

   Древнейшее из сохранившихся названий - Левка (упоминаемое Геродотом. Овидием, Сграбоном и другими античными авторами), ученые выводят от греческого слова «белый». Возможно, остров был назван так из-за скопления морских птиц, гнездившихся на его берегах.

   В наши дни их насчитывается до 234 видов. Не исключено также, что название этот скалистый клочок суши получил из-за своей святости, ведь у многих индоевропейских народов белый цвет связывался с высшими силами, к которым принадлежал и обожествленный Ахилл. К тому же в фольклоре многих народов (кельтов, германцев, скандинавов, славян) островам придавалось особое сакральное значение - там часто располагались святилища богов.

   Название «Змеиный» (калька с греческого «Фидониси» и румынского «Серпилор») закрепилось за островом относительно недавно — всего каких-нибудь пару столетий тому назад, из-за того, что течением Дуная на остров заносятся ужи.

   Храм на Левке был возведен в конце VI в. до н. э. и действовал в течение десяти веков — до IV в. н. э. Сохранилось его лаконичное описание, во II в. н. э. составленное римлянином Флавием Аррианом: «Почти против этого устья» (Дуная. — Авт.) лежит остров, который одни называют островом Ахилла, другие (по цвету) — Белым. Есть предание, что его подняла со дна моря Фетида для своего сына Ахилла, где он и живет.

   На острове есть храм Ахилла с его статуей древней работы. Людей на острове нет, есть только немного коз. Их, говорят, посвящают Ахиллу все пристающие к этому берегу. В храме есть много подношений — чаши, перстни, драгоценные камни, а также надписи на латинском и греческом языках в похвалу «Ахиллу».

   К этому описанию следует добавить, что постоянного населения (кроме немногочисленных жрецов и храмовой прислуги) на острове не было. После прекращения функционирования храма из-за разрушительных набегов варваров часть его сокровищ могла быть спрятана от разграбления в пещерах и гротах, которыми изобилуют скалы Левки.

   За долгую историю острова кто только не высаживался на него: и пираты, и контрабандисты... Так что надежды на то, что древние сокровища еще лежат нетронутыми Загадка Скифского Ахиллагде-то в подземных пустотах Левки, весьма иллюзорны, хотя и не лишены привлекательности для искателен кладов.

   В 1823 г. капитан-лейтенант Черноморского флота картограф Критский побывал на древней Левке, начертал подробный план руин античного храма (имевших вид квадратного сооружения со сторонами длиной около 30 м) и составил их описание. Он также нашел значительное количество античных монет и несколько плит с.посвятительными надписями Ахиллу.

   Воодушевленное этими находками Одесское императорское общество истории и древностей снарядило в 1841 г. экспедицию во главе с Н. Мурзакевичем. Однако ученых постигло жестокое разочарование: к тому времени из остатков храма уже возвели островной маяк. В результате археологических исследований острова были найдены украшения, сосуды, терракотовые статуэтки, множество монет (как греческих, так и городов-колоний Северного Причерноморья), эпиграфические памятники.

   Ученые считают, что в храме на острове Левка совершали жертвоприношения Ахиллу не только мореходы, плывшие из Греции через Босфор, но 11 жители ближайших греческих полисов - Ольвии и Борисфена. Последнее из поселений, расположенное на острове Березань в устье Днепровского лимана, считается наиболее ранней греческой колонией в Северном Причерноморье, заселенной уже в VII в. дон. э.

   Вопрос о том, каким в действительности было имя бога, которому поклонялись «микст-эллины», - Тагимасад, Ахилл или какое-нибудь иное, до сих пор не разрешен. Со временем образ греческого героя Ахилла стал весьма популярным в скифской среде. Об этом свидетельствуют находки сразу в четырех скифских курганах IV в. до н. э. (Чертомлыцком, Ильинецком, Мелитопольском и Пятибратнем) золотых колчанов для стрел с изображениями сюжетов из жизни Ахилла.

   Любопытно и то что все эти «гориты» изготовлены с использованием идентичной матрицы и штампов предположительно в одной (или нескольких) мастерских Северного Причерноморья.
ПОДЕЛИТЬСЯ◄╝


Оставить комментарий

Гость