Загадки амазонок Причерноморья

прочитано 764
 Загадки амазонок причерноморья     Исследователи считают, что этноним .амазонки, происходит от греческого словосочетания "безгрудые" (а-мазос). По легенде, девочкам из племени амазонок в детстве прижигали правую грудь, чтобы было удобнее натягивать лук и бросать копье.
   Некоторые ученые скептически относятся к свидетельствам о племенах женщин-воительниц, считая их мифом. Однако, как оказалось, у легендарных амазонок были реальные прототипы.

   Известно о существовании в Африке и Южной Америке отрядов, состоявших из вооруженных и обученных женщин-телохранительниц вождей и правителей. В честь воинственных туземок одна из величайших рек Нового Света была названа Амазонкой.

   Первыми о европейских амазонках заговорили древние греки. Мифы рассказывают, как Геракл добыл у царицы амазонок Ипполиты пояс, приносящий победу в бою. А Гомер в «Илиаде» поведал о поединке царицы амазонок Пенфесилеи с Ахиллом, состоявшемся во время Троянской войны.

Амазонки Причерноморье

   В древнегреческой поэме «Аргонавтика» амазонки названы дочерьми бога войны Ареса. Сами же они чтили богиню-воительницу Артемиду. в честь которой, как повествует Диодор Сицилийский, основали в Крыму храм Девы-Таврополы.

   Античный историк Лисий писал, что амазонки прекрасно ездили верхом, владели разными видами оружия и совершали набеги на соседние народы. По свидетельству Страбона, они покорили Малую Азию, Мезню, Лидию и часть Кавказа, представляли угрозу для Греции. Дионисий Скифобрахион рассказал об амазонке Мирине, которая со своим войском прошла через Египет, Аравию, Сирию и погибла во Фракии. Своей мудростью и подвигами прославились царицы амазонок Фсмискира, Фалестра, Антиопа, Отрера, Ипполита, Зарина и Томирис. Греческий врач Гиппократ отмечал нознания амазонок в медицине и их умение излечивать раны и болезни.

Амазонки Причерноморье

   Как рассказывал Диодор, амазонки сами выполняли всю тяжелую работу - возделывали поля, пасли стада, охотились. Вступить в брак молодые воительницы могли, лишь убив первого врага. Они сами выбирали себе мужей из соседних племен. После рождения детей амазонки «расторгали» временные браки и отправляли мужей восвояси. Дочерей амазонки воспитывали как воинов, а мальчиков отдавали отцам или калечили и использовали как рабов.

   «Отец истории» Геродот в V в. до н. э. приводит легенду о том, как амазонки появились в Северном Причерноморье. Разбив их войско в Малой Азии, греки взяли пленных красавиц с собой. Однако строптивые женщины перебили всех мужчин и, не умея управлять кораблями, долго скитались по морю, пока не пристали к берегам Меотиды — современного Азовского моря.

Амазонки Причерноморье

   Защищая свою землю, скифы отправили против них лучших воинов, но, встретившись, противники решили не убивать друг друга, а объединиться. Так возник народ сарматов, женщины которого, почитая обычаи своих прародительниц, носили мужскую одежду, охотились верхом и воевали наравне с мужчинами. Подобно амазонкам, сарматки с детства обучались военному ремеслу и не могли выходить замуж, не убив первого врага; некоторые так и оставались «старыми девами».

   Легенду о сарматской царице Амаге изложил в своих трудах римский историк Полиен. Во главе отряда всадников она отправилась из Приазовья на помощь крымскому Херсонесу и, преодолев верхом значительное расстояние, разбила угрожавших городу скифов.

Амазонки Причерноморье

   Жители античных городов Северного Причерноморья и Крыма, очевидно, также были наслышаны об амазонках. У местного населения (среди которого, кроме греков, было немало скифов и сарматов) пользовались спросом дорогие керамические сосуды, расписанные сценами битв амазонок с греческими воинами и грифонами. Легендарных воительниц изображали стройными длинноволосыми красавицами, одетыми в облегающие «скифские» кожаные штаны и куртки, высокие головные уборы, вооруженными луками и секирами.

   В рассказах об амазонках, возможно, отразились реалии времен матриархата и военной демократии, когда все члены племени, независимо от пола, должны были принимать участие в военных походах своего народа. У древних германцев, кельтов и славян женщины пользовались личной свободой и имели равные с мужчинами права. У некоторых народов только женщины могли заниматься магией, врачеванием и предсказанием будущего.

Амазонки Причерноморье

   На заре истории многие верховные божества, олицетворявшие плодотворные силы Природы, были женщинами и лишь впоследствии, с преобладанием в обществе патриархальных отношений, их функции «узурпировали» боги-мужчины. У древних ирландцев и индусов богини Маха и Кали были божествами войны и смерти. Возможвно, те же функции исполняла и славянская Баба-Яга, впоследствии превратившись в сказочный персонаж. Не исключено, что социальные функции т. н. "амазонок" были более широкими, чем профессиональное занятия войной. Возможно, они принадлежали к особому жреческому сословию, хранившему и передававшему потомкам древние знания, в том числе и секреты боевых искусств.

   Воспоминания о древнейших обычаях времен матриархата сохранились в народном фольклоре. В одной из древнерусских былин повествуется о встрече в степи богатырши Настасьи Микулишны с Добрыней Никитичем. Сбив витязя с коня, Настасья сначала сунула его в свою седельную сумку, однако, сменив гнев на милость, затем согласилась стать женой Добрыни.

   О подобном обычае единоборства жениха и невесты говорится и в древнегерманском предании о деве-воительнице Брюнхильде, объявившей, что выйдет замуж только за победившего ее в поединке. Ее прообразом могла быть одна из спутниц бога Одина (Согласно преданию, Один, некогда бывший великим вождем, пришел на Север Европы со своим народом из Северного Причерноморья. Возможно, в этой легенде отразились воспоминания о расселении приблизительно в раннем бронзовом веке Древних индоевропевцев со своей прародины, расположенной в степях Евразии. В таком случае прототипами мифических валькирии могли быть реальные женщины, составлявшие «личную гвардию» вождя Одина.) — валькирия Брюнхильд, собиравшая на полях сражений души убитых воинов и доставлявшая их в «рай» — Вальхаллу.

Амазонки Причерноморье


   «Амазонские» традиции в степях Украины сохранялись до позднего средневековья. Путешественник П. Карпини в XIII в. отмечал, что половецкие девушки и женщины ловко ездят верхом и пользуются луками и стрелами не хуже мужчин.

   Захоронения женщин с оружием в возрасте от 16-60 лет встречаются в курганах скифов, сарматов и половцев. Дротики, луки и стрелы, положенные в могилы, могли служить оружием как для охоты, так и войны. Исторические и этнографические источники свидетельствуют о том, что женщины многих народов в отсутствие мужчин (кочующих со стадами или ушедших на войну) не только выполняли все хозяйственные работы, но и умели защитить себя, детей и имущество от врагов. Подобная «эмансипация» в ХVI-XVII вв. существовала у украинских казачек, мужья, братья и отцы которых подолгу воевали вдали от дома. Оставаясь полноправными хозяйками хуторов, расположенных на степном пограничье, женщины были вынуждены осваивать многие «мужские» специальности.

   Словом, трудно определить, что в легендах об амазонках правда, а что вымысел. Так или иначе, древним женщинам причерноморских степей нельзя было отказать в храбрости и умении обращаться с боевым конем и оружием.
ПОДЕЛИТЬСЯ◄╝


Оставить комментарий

Гость