Загадки степных пирамид

прочитано 853
Загадки степных пирамид     Сложные погребальные конструкции человечество возводило уже в IV-III тыс. дон.э.: богатые гробницы Месопотамии, пирамиды Шумера и Египта, курганы Кавказа, Малой Азии, Северного Причерноморья и Центральной Европы...
   Ученые предполагают, что архетипом подобных сооружений стал «первобытный холм», из которого, по египетской мифологии, возник первый бог — творец всего живого на Земле. Действительно, древнейшие шумерские и египетские ступенчатые пирамиды (и более поздние храмы майя и ацтеков) напоминают рукотворные горы, возвышающиеся над равниной.

   Очевидно, вершины пирамиды и курганов выполняли функции заупокойных храмов, где жрецы (находясь ближе к «небесной тверди» и богам) молились духам великих правителей. Древние народы также верили, что похороненные в них цари и вельможи возрождаются в "вечной жизни" и занимают достойное место среди «небожителей.

Загадки степных пирамид

   Не исключено, что пирамиды и курганы были также астрономическими обсерваториями, при помощи которых древние наблюдали за движением звезд и планет и вычисляли важнейшие даты, связанные с временами года.

   «Степные пирамиды» — курганы - (Курган "слово тюркского происхождения" — рукотворный холм над погребением.) до позднего средневековья сооружали разные народы от Алтая до Центральной и Северной Европы. В Украине находится около 150 тысяч курганов, высота которых в большинстве не превышает 2 м. Однако встречаются и гиганты, вздымающиеся на 20 м, — скифские курганы Чертомлык, Огуз, Солоха. Их насыпи видны за десятки километров и действительно вызывают ассоциации с величественными пирамидами.

Загадки степных пирамид

   Строителями древнейших евразийских курганов были индоевропейцы. Но «срок эксплуатации» этих сооружений раннего бронзового века оказался очень долгим: в течение нескольких тысячелетий многие народы, кочевавшие в степи, хоронили в них своих умерших. Некоторые из этих степных гробниц буквально «нафаршированы» захоронениями разных исторических эпох. При этом наиболее древняя могила (для которой насыпался тот или иной курган) располагалась в центре под земляной насыпью, а более поздние, т. н. «впускные погребения», - в толще насыпи на разной глубине. По подсчетам украинского археолога Н. Чмыхова, в раннем бронзовом веке было возведено до 80 % курганов Северного Причерноморья, 2-3 % - скифами и столько же - средневековыми кочевниками.

   Очевидно, что у многих народов «искусственные горы» вызывали мистический трепет, олицетворяя врата между мирами живых и мертвых. Некоторые исследователи допускают, что курганы сооружены на особых, аномальных местах, где располагаются источники необычной природной силы.

Загадки степных пирамид

   На вершинах курганов в древности находились храмы, в которых перед изваяниями богов или героизированных предков, похороненных под их насыпями, жрецы приносили жертвы и совершали моления. Каменных идолов (изображающих человеческие фигуры) на вершинах курганов устанавливали разные этносы Северного Причерноморья. Надгробия над захоронениями кочевников раннего железного века - киммерийцев, не имеют головы, но «снабжены» нагрудными украшениями, поясами с подвешенным кинжалом и точильным бруском, колчаном с луком.

   В скифскую эпоху, сменившую киммерийскую, каменные изваяния также изображали вооруженных воинов с рогами для питья в руках и подвешенными к поясу мечами. Самыми поздними статуями в Причерноморье являются т. н. «половецкие бабы» XII—V вв., высеченные из песчаника половцами и золотоордынцами. «Бабами» изваяния назвали из-за длинных волос, заплетенных в косы. Однако подобные прически носили представители кочевничьей знати, как мужчины, так и женщины — главы родов. Еще в XIX в. «половецкие бабы» были неотъемлемой частью пейзажа украинской степи. Ныне же многие курганы распаханы, а каменные изваяния находятся в музеях или украшают усадьбы «новых украинцев».

Загадки степных пирамид

   Многие украинские курганы бронзового века окружены кольцевыми оградами из вертикальных каменных плит (кромлехами). В них исследователи усматривают солнечную символику, связанную с возрожденисм и печной жизнью. Круглые ограды могли отражать и веру в защитную силу круга, оберегавшего живых от зла, проникающего из «царства мертвых» - (Оприменении наа практике подобных верований рассказывается в повести Н. Гоголя «Вий»: Хома Брут очерчивает мелом вокруг себя круг, через который не может проникнуть нечисть).

   Полусферическая форма курганных насыпей, возможно, символизировала лоно Матери-Земли, из которого должен возродиться погребенный. Умершего укладывали в могиле на боку с поджатыми к груди ногами и сложенными перед лицом ладонями. Такое положение археологи условно называют «позой эмбриона», считая, что оно символизирует веру в реинкарнацию бессмертной души в новом теле.

Загадки степных пирамид

   В могилы клали предметы, которыми покойный пользовался при жизни в зависимости от своего социального статуса. С погибшими воинами находились каменные молоты, железные кинжалы и мечи, колчаны со стрелами, луки, точильные бруски; с ремесленниками — орудия труда; женщинам клали украшения, зеркала, амулеты, швейные иглы. Орнамент, украшающий рукояти киммерийского оружия, детали уздечек, посуду (спирали, ромбы, квадраты), возможно, символизировал жизненную энергию Солнца.

   Умерших вождей сопровождали повозки (на которых их доставляли к месту захоронения), сосуды с едой и нищей, оружие, украшения, бытовые предметы. В курганах бронзового века лица погребенных покрывала глиняная обмазка, выполнявшая те же функции, что и золотые маски египетских фараонов или древних греческих царей из «шахтных гробниц» Микен.

Загадки степных пирамид

   По сравнению с египтянами жители евразийских степей были намного кровожаднее. Если в гробницах фараонов присутствуют лишь статуэтки, изображающие слуг и домашних животных, то в курганах Северного Причерноморья бронзового и раннего железного веков пребывают останки преднамеренно умерщвленных людей, коней и быков. «Вечная жизнь» царей и вождей считалась более значимой, чем непродолжительное земное существование. Поэтому их гробницы (в сравнении со скромными жилищами) поражают размерами и затратами труда. необходимыми для их возведения.

   Наибольших размеров «степные пирамиды» достигли в V-IV вв. до н. э. Один из наибольших «царских» курганов скифов — Чертомлыцкин - находится возле Никополя на Днепропетровщине. Под 20-метровой насыпью расположена вертикальная 11-метровая шахта, ведущая к пяти грунтовым гробницам. В них покоились останки царя и царицы в сопровождении слуг. Могилы царских дружинников с золотыми и серебряными украшениями и оружием располагались за пределами кургана.

   Насыпь Мелитопольского кургана (в двух катакомбных гробницах которого под 6-метровой насыпью на дне 12-метровон шахты покоятся царь с воинами и царица со служанкой) возведена из глиняных вальков и слоев морской травы, доставленной издалека — с Азовского побережья.

Загадки степных пирамид

   В «царских» курганах Скифии археологами выявлены свидетельства массовых убийств людей и коней, призванных сопровождать своих повелителей в загробном путешествии. Обычай совершения человеческих жертвоприношений в курганах прекратился лишь с приходом в Причерноморье сарматов, ограничивавшихся закланием собаки или коня.

   Погребальные обычаи древних индоевропейцев-греков описаны в поэме «Илиада», рассказывающей о событиях Троянской войны XII в. до н. э. При погребении Патрокла и Ахилла их тела были сожжены на погребальном костре вместе с убитыми троянскими пленниками, многочисленными овцами и быками, конями и собаками. Над прахом героев греки насыпали высокий курган, видный издалека.

   Российский археолог Л. Клейн считает, что в курганах бронзового века Юга Украины прослеживаются индоарийские традиции, описанные в «Ригведах» — священных гимнах индоариев. Их проявлением ученый считает наличие гробниц-«катакомб» и захоронений мужчин в сопровождении женщин. Обычай умерщвления жен и наложниц во время похорон вождей практиковали многие индоевропейские народы — скифы, германцы, индусы.

   Очистительную силу огня - (Многие ип древних индоевропейцев - скифы, иранцы, индусы - были огнепоклонниками) и кровь, сопровождавшую рождение в новом теле "переселенной" души, символизировала минеральная красная краска - охра, которой густо посыпались тела погребенных. В древней и средневековой Индии существовал также обычай посыпать порошком охры прижатую к стене руку - так поступали жены раджей перед тем, как взойти на погребальный костер мужа. Изображения ладоней в технике порошковой живописи выявлены на стенах и полах погребальных «катакомб» некоторых курганов.

Загадки степных пирамид

   Атрибутами бога неба и войны Индры«ваджрой», могли служить каменные булавы и топоры, присутствующие в могилах вождей. Комплекты игральных костей и останки коней напоминают о традиционной в Древней Индии игре в кости и ритуальных жертвоприношениях лошадей, о которых рассказывают литературные памятники «Рамаяна» и «Махабхарата». «Индоарийскими» признаками, по мнению Л.Клейна, могут быть и предположительные захоронения древних брахманов — представителей высшей касты ариев.

   Их особенностью является наличие меловой крошки или углей на дне могилы, — белый цвет у многих народов (индусов, кельтов, сарматов) символизировал чистоту и близость к богам. «Жреческие» погребения выделяются и наличием глиняных курильниц на высоких подставках (возможно, использовавшихся для «очищения» могил и присутствующих дымом благовоний), орнаментированной чаши (в которой могла храниться «сома» — ритуальный напиток ариев) и бронзовых котлов, по форме напоминающих древне-иранские авестийские жертвенники.

   Европейцы возводили курганы до средневековья. Подобный ритуал описывается в староанглийской героической поэме «Беовульф» и мемуарах арабского путешественника Ибн-Фадлана IX в. Последний наблюдал на Волге похороны скандинавского купца — знатного «руса». Мировой сенсацией стало исследование богатого кургана VI в. возле английского города Саттон-Ху. Король саксов был похоронен в ладье — на таких кораблях саксонские воины переправлялись из Европы к берегам Британии.

   В черниговском кургане X в. «Черная могила», по преданию, похоронен основатель города — князь Черн, современник Святослава. Высота кургана — 10 м, диаметр — 170 м; в старину его опоясывал ров шириною 7 м. В кургане были обнаружены остатки погребального костра и пережженные кости мужчины, молодой женщины и юноши, обгорелые остатки оружия, орудий труда и бытовых предметов, золотая византийская монета. На вершине насыпи археологи зафиксировали остатки поминального пиршества и воинских состязаний в честь умершего — шлемы, кольчуги, железный котел, два парадных сосуда для питья из турьих рогов в серебряных оправах, две золотые византийские монеты IX в.

   В целом же в Украине — в больших городах (Киеве, Чернигове) и сельской местности — сохранилось несколько сотен небольших курганов «языческого времени» (VIII-Х вв.).

   До XV в. обычаи хоронить умерших в курганах сохранялся у степняков-золотоордынцев, использовавших для этого древние насыпи. Впоследствии запорожские казаки устраивали на курганах (именуемых ими «могилы») сторожевые посты, с которых дозорные следили за перемещением вражеской конницы. До нашего времени такие скифские курганы, утратившие свои древние названия, сохранились как «Литая могила», «Толстая могила», «Острая могила» и т.п.

   В Украине сложено немало легенд о спрятанных в курганах кладах. Многие из них действительно хранят сокровища скифских царей, хотя еще в древности немало «степных пирамид» (как и гробниц египетских фараонов) было ограблено. Скифским золотом могли любоваться посетители многих выставок, проходивших в крупнейших музеях Европы, Америки и Азии.
ПОДЕЛИТЬСЯ◄╝


Оставить комментарий

Гость